«Новая Москва» — это яркая советская комедия, которая с гумором и иронией рассматривает процесс модернизации и реконструкции Москвы в преддверии Великой Отечественной войны, показывая общественные и индивидуальные реакции на кардинальные изменения городской среды.
Фильм начинается с приезда в Москву молодого и амбициозного конструктора Алеши, исполненного Павлом Сухановым, который привозит с собой инновационный «живой» макет будущей столицы. Этот макет способен визуализировать предстоящие изменения в архитектуре города. В столице Алеша встречает Зосю, в роли которой выступает Мария Блюменталь-Тамарина. Зося и Алеша вместе работают над доработкой модели и подготовкой к её грандиозной демонстрации.
Комедийный элемент достигает кульминации, когда из-за опоздания Алеши модель запускают без него, и она начинает работать наоборот, восстанавливая старые здания вместо того, чтобы показывать новые. Этот курьез вызывает смех и веселье среди аудитории, однако Алеша в конце концов исправляет ситуацию, позволяя всем увидеть воочию план Сталина по реконструкции Москвы.
Режиссура Александра Медведкина придаёт фильму динамику и остроту, успешно сочетая элементы комедии с серьёзными социальными и историческими темами. Сценарий, также написанный Медведкиным, отличается глубоким знанием духа времени и общественных настроений. Музыкальное сопровождение Владимира Юровского и кинематография Игоря Гелейна эффективно подчеркивают как комические, так и драматические аспекты сюжета.
Художественное оформление Валентина Кадочникова воссоздаёт атмосферу Москвы 1930-х годов, добавляя достоверности визуальной стороне фильма. В ансамбле актёров также заметны выдающиеся работы Нины Алисовой, Марии Барабановой, Даниила Сагала и Ивана Аркадина, которые вносят значительный вклад в общее впечатление от фильма.
«Новая Москва» остаётся выдающимся примером советского кинематографа, демонстрируя, как искусство может отражать и критически анализировать социальные изменения, одновременно развлекая и просвещая свою аудиторию.